Моя работа над иллюстрациями к книге

Сегодня я расскажу о моей августовской работе над иллюстрациями. Кто не знает, о чём пойдёт речь, вот ссылки на предшествующие посты:

Пост-анонс от автора

Пост-тизер с шестью иллюстрациями от меня

Пост с книгой от автора

1. Как мы это решили?

Выбор стиля лежал на мне. Исходила из (ВНЕЗАПНЫЙ спойлер) коммунистически-революционного аспекта книги. Там вообще достаточно политоты для любителей этого сорта извращения; к счастью, она лишь фон, на котором разворачивается история с конфликтом человеческих характеров и мнений. Так что книга всё ещё читабельна.
Но параллель 1917-2017 проведена, и красный для иллюстраций пришёл на ум сразу. Эдакий закос под стиль советских плакатов.
На первом этапе идея была такова: чёрно-белые иллюстрации с единственным ярко-красным акцентом. Мы выписывали эти акценты для каждой главы на листочек: красная помада, флаг, телевизор, рыжие волосы, яркий ценник…

Оппозиция красный/чёрный

2. Как разместить иллюстрации в книге?

Мне хотелось чего-то цельного, охватывающего всю книгу — в то же время, несложного в исполнении.

Отмели идею с несколькими полноценками на важные события текста. Выработали формат: иллюстрация помещается под заголовком главы и немного интригует, композиция вписана в овал.

Тридцать глав, тридцать картинок.

Минусы подхода: местами приходилось натянуто придумывать, что бы такого нарисовать в заглавии. Это всё из-за того, что начинающие графоманы любят изредка растянуть размышление на целую главу…

В процессе мне понравилось прорисовывать толпы. У меня есть пасхалка: несколько персонажей “массовки” кочуют из одной главы в другую.

3. Откуда взялся зелёный?

В какой-то момент я поняла, что мне сложно работать с красными акцентами, потому что:
а) я предпочитаю помещать в работы много деталей и «пасхалок»,
б) не во всех наших идеях для иллюстраций можно было выделить такой акцент,
в) мне недоставало графичности, чтобы хорошо проработать отсылку к плакатному стилю.

Идея «красный акцент, чёрно-белая основа» подразумевала простое, схематичное, почти силуэтное изображение. Частично это решение проявилось в иллюстрации для первой главы.

Иллюстрация к первой главе

Но впоследствии я отошла от этого.
Плюс, даже в первую иллюстрацию просился зелёный: Красная площадь не могла выглядеть достаточно красной без него.
Внедрение зелёного давало мне больше возможностей для работы с контрастами и деталями.

Однако зелёный пригодился не везде: порой и мягкая работа с двумя цветами позволяла достичь максимального результата

4. Как шла работа над персонажами?

В этой штуке очень много персонажей. Очень. Автор говорил мне, что он выбрал четыре мужских характера и четыре женских. Озвученная им в приватной беседе классификация этих характеров, конечно, весьма спорна… Но так уж вышло, и у нас восемь героев-обывателей, один пришелец из прошлого, кучка учёных, семьи героев, а также бессчётное число эпизодических.
Восьмёрку, выведенную на передний план, я прорабатывала отдельно, пытаясь выдать концепт внешности каждого. Но потом от этой затеи мало что осталось. Хотя автор по-прежнему считает, что некоторые из нарисованных мной получились узнаваемыми от главы к главе.

Один из персонажей — вымышленный швейцарский учёный Исаак Фогельштейн

Концепт персонажа, идеального, как он есть — идеальный как он есть

Концепты персонажей. Оба не одобрены.

Концепты персонажей. Одобрены оба.

5. Как шла работа над каждой картинкой? 

Шаги к готовой иллюстрации

Я работала поэтапно.

1) Получение текстового указания от автора;

2) выработка идеи;

3) авторский набросок (очень корявый!);

4) моя композиция;

5) одобрение наброска и перенос его на рабочий лист…

Из неодобренных эскизов

Дальше шло заполнение цветом:

6.1) красные и бледные пятна, красные акценты там, где были;

6.2) зелёный (опционально);

7) чёрный и светотень;

8) коричневый (смесь красного с чёрным/зелёным) там, где он нужен;

9) работа с контуром.

Одна из ключевых иллюстраций книги в работе. Зелёный и красный, а также акценты, уже нанесены; остался коричневый и контурная работа

Но это не столь интересно, как маленькие трудности и заметки, которые у меня появились в процессе, например:

  • Порой места красному в иллюстрации почти не оставалось (пример: 12, 19 главы). Так что зелёный ощутимо скрасил жизнь.
  • Имя изображения в папке складывалось из номера главы, даты, времени завершения работы, порядкового номера картинки за день (днём считала время от пробуждения и до засыпания). Например, «09-1908171718-I». Очень информативная для меня нумерация! Могу теперь собирать статистику. В среднем, это по три картинки в день (бывает по одной или по пять). Порой засиживалась до шести утра, потому что сроки поджимали.
  • Продуктивнее всего работается рано утром или вечероночью. Но больше всего картинок нарисовано между пятью и шестью часами вечера.
  • С первой линии наброска до последнего штриха кисти проходит три-четыре часа чистой работы.
  • Сканировать акварель так, чтобы цвета не съедались, оказалось совсем несложно. Постобработка одного изображения занимала около десяти минут. Сложнее всего — стереть карандашные линии наброска, когда иллюстрация уже готова.
  • Самая расходуемая краска — чёрная. Но на тридцать иллюстраций А5 даже её расход не так велик.
  • Удобнее всего охватывать одним этапом (из вышеописанных) сразу два или три изображения; тогда работа идёт проще и быстрее. Да и стопка результатов пополняется радостнее в конце дня.

Готовая иллюстрация с интересным решением: две композиции в одной, разделённые лозунгом и сжимающие пространство многих незначимых этажей

6. Какие материалы использованы?

Краски «Белые ночи»: Сажа газовая, Киноварь (имитация), Зелёная.

Кисти синтетика и колонок, 2 и 3.

Самая простая акварельная бумага (все знают эту рыжеватую папку с зеленоглазой женщиной).

Прошлое рядом на иллюстрации

7. Вырос ли скилл? Много ли косяков в иллюстрациях?

От начала к концу не видится ни скачка, ни медленного прогресса от первой картинки к последней. Но после всего проекта я могу точно сказать: да, навык возрос. Мне легче обращаться с идеями, с цветом, с контрастом, строить композицию в указанных рамках.

Передача отношений теней и света — то, что у меня стало получаться лучше благодаря работе над этим проектом

Ошибок много. Почти в каждой картинке можно найти такую вот нечаянную «пасхалку». Выискивать косяки полезно! Попробуйте на досуге или в перерывах между чтением.

 

Над этим проектом было очень радостно и интересно работать. Кстати, это первый заказчик, которого надо было учить докапываться!
Впрочем, он быстро наверстал…

 

Напоминаю, что прочитать книгу Николая Коровина «Второе пришествие» (и заодно заценить полный набор моих иллюстраций к ней) можно вот тут:

проза.ру (с первой главы, публикация продолжается); (профиль автора, ищите сборник “Второе пришествие”)

пдф-файл

пост Вконтакте от автора книги

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *